УТВЕРЖДЕНО

приказом руководителя

Госжилинспекции

Московской области

от «01» октября 2019г. №207


Обобщение практики осуществления регионального государственного жилищного надзора за 2018 год


Обобщение практики осуществления Главным управлением Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» регионального государственного жилищного надзора за 2018 год с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований (далее – обобщение практики) подготовлено во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ), Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 9 сентября 2016 г. № 7 в целях профилактики нарушений жилищного законодательства Российской Федерации Главным управлением Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» (далее – Госжилинспекция Московской области).

Госжилинспекция Московской области в соответствии с Положением о Госжилинспекции Московской области осуществляет государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее – поднадзорные субъекты) требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, а также соблюдение положений Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», требований к обеспечению условий доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, нарушений правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, требований к порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - обязательные требования).

За 2018 год Госжилинспекцией Московской области проведено 2013 контрольно-надзорных и профилактических мероприятий.

По результатам вышеуказанных мероприятий выявлены 5428 нарушений законодательства в жилищной сфере.

Госжилинспекцией Московской области были проанализированы типовые нарушения обязательных требований, установленных жилищным законодательством, допущенные лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами в 2018 году.

Как показывает анализ проведенных мероприятий наиболее часто выявляемых нарушений обязательных требований является:

1) нарушение Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в том числе органом местного самоуправления не проводился открытый конкурс по отбору управляющей организации;

2) неудовлетворительная эксплуатация входов и лестничных клеток, в том числе:

а) неисправное остекление; отсутствует фурнитура на окнах и дверях;

б) невыполнение работ по уборке входных помещений, мест общего пользования и лестничных клеток;

в) отсутствие плафонов на светильниках;

3) неудовлетворительное техническое состояние входов и лестничных клеток, в том числе:

а) отсутствие самозакрывающихся устройств;

б) отслоение покрасочного слоя и повреждение абонентских ящиков;

в) отсутствие освещения лестничной клетки;

4) не предоставление/некомплектность документации, в том числе:

а) не передана техническая документация на многоквартирный дом другой управляющей организации;

б) не предоставление сведений о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме о размере остатка средств на специальном счете в установленный законом срок;

в) не предоставление документов по запросу Госжилинспекции Московской области, недостоверность представленных сведений;

5) нарушение Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в том числе:

а) не размещение информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства;

б) нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации;

в) размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации;

6) тарифы и коммунальные платежи, в том числе:

а) нарушение пунктов 42 и 54 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах»;

б) нарушение при начислении платы за отопление;

в) несоответствие платежного документа с формой Единого платежного документа;

8) захламление мест общего пользования;

9) протечка кровли.

В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований Госжилинспекция Московской области осуществляет мероприятия по профилактике таких нарушений в соответствии с Ведомственной программой профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» в сфере регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Московской области на 2019-2021 годы.